Это письмо написано под впечатлением списка могил спасского кладбища, который составили Борис Григорьевич и Сергей Дмитриевич. Спасибо им. Фамилии их наши знают. А гостям советую с ними познакомиться.
Борис Григорьевич, большое спасибо за присланные документы. Печальный мартиролог, что и говорить. И всего-то четыре могилы с моей фамилией! И это у клана, который стоял в числе ещё четырёх у истоков деревни. Вот и ищи свои корни. А где искать? В земле, конечно, корни могут быть только в земле. В том числе и на погосте. У меня сейчас такое ощущение, что зря я затеял этот поиск. Материальных следов моих предков (дома, надгробия, родственники, знакомые) нет и как бы их и не было. Меня и моих Спасских предков никто не помнит, а я помню кое-что, но оказалось, этого мало. Получается какая-то виртуальная реальность. Может, мне всё это приснилось? Может, я просто затеял грандиозную мистификацию от нечего делать? Может, то,что было не со мной, помню? Тем более, что появился я на свет не в Спасске, а на одной из станций большой дороги жизни, которую прошел мой отец. Станция эта называется село Малый Студенец бывшего Каверинского района. Там мои родители немного поработали перед войной, а с началом войны бабка забрала нас домой, в Спасск, где мы и жили до 1947 года, когда вернулся с фронта отец и забрал нас обратно в Каверино, куда его назначили директором школы. Так что, искать там корни? Но их там не было и нет, там место работы, там роддом, но родина не там. Тогда это мистика какая-то! Или такое жестокое разочарование - удел всех краеведов и кладоискателей? Картина Спасского кладбища, судя по Вашим документам, просто удручающая. Деревня с более чем столетней историей, перед войной там было одних избирателей около 1200 человек, но где они все? Какая космическая сила их разметала и куда разметала? Где могилы оставшихся? Кресты без надписей (неграмотные были), понятно, сгнили, но где хотя бы травой заросшие бугорки? Кто их сравнял с песком? Советская власть? А до неё кто так жестоко поработал? Ведь все перечисленные Вами надписи относятся к 80-м, 90-м годам ХХ века и позже. А ушедших в небытие в позапрошлом веке всего шесть человек. А остальные где? Где мой прадед, где прабабка? Дм.Ив. умер буквально при мне, я был на его похоронах, а до этого жил у него. Они что, как Мафусаил, как Вечный Жид, сейчас где-то там, в другом измерении? Нет, люди уходят, оставив после себя материальные следы: детей, дома, надгробия, письма, в конце концов, портреты. А тут – ну, ничего! Ну и род, ну и клан! Днём с огнём не найдёшь. Из всего списка лично знаю только т. Катю Ченкину, уже давно послал письмо её Юре, но ответа пока нет. Может, на деревню дедушке послал? Да нет, и индекс, и Кермись, всё правильно. Возможно, что кое-кто из ушедших и меня знали, и мою семью, но они уже ничего не скажут, увы мне. Тупик! Конечно, можно сказать так: нечего тут ныть и стенать, приезжал бы сам, и восстанавливал всё: дом, могилы и прочее подобное. Да, это так, тут крыть нечем. Но так сложилась биография, да и один в поле не воин, раз отсутствуют традиции семьи. Тут вчера расспрашиваю двоюродную сестру, она в Спасске родилась уже после войны, но – ни зуб ногой, ничего не помнит, напрочь отшибло! Но не всё так безнадежно, есть интересный момент истины. Под пыткой Валентина Павловна (моя жена) призналась, что её прабабка, которая с Тамбовщины – Махонина, и что её туда “привезли” (выражение Валиной бабки) из Шацка. Вполне возможно, ведь уезд относился к Тамбовской губернии. Родители жены – это типичные жертвы коллективизации со всеми её атрибутами. Тяжелые вещи рассказывали. Такой вот получился развернутый комментарий к Вашему посланию. Не утомил? С уважение Бирюков В.Д. Новоржев, воскресенье, 25 мая 2008 г.
|