Как учитель, как человек я хотел бы поделиться своими непраздными размышлениями о главном – об образовании, а это значит о детях, о нашем будущем. Вся современная цивилизация, всё челове-чество родом из детства! А если поглядеть, как сегодня живёт это человечество и в какую сторону оно развивается, то становится очевидным, - что детство у него было без сомнения трудное. Обо всём этом очень важно говорить сейчас, – говорить Вовремя , и самое значимое вовремя понять Главное. Понять всем, от главы каждого государства до главы каждой семьи, что образование сегодня это не отрасль социальной сферы, - это единственный стратегический шанс человечества сохранить себя на Земле. Мы сами не заметили, как стали образование воспринимать в качестве не-обходимого прагматичного периода жизни подрастающего человека, завершаю-щегося получением некоего документа. Документа, подтверждающего, что про-цесс его образования завершен с той или иной долей эффективности. В тоже время совсем не обязательно наличие диплома гарантирует образованность. Подтверждение этому искать не нужно – стоит только посмотреть новости, послушать о том что происходит в мире, просто посмотреть вокруг, чтобы возник-ло громадное противоречие, между намерениями и действительностью, задачами и результатами. Как могут образованные люди убивать друг друга? Как может че-ловек, получивший образование, глядя в глаза другому, унижать его или обманы-вать? Как может человек в страхе остаться без Великой природы, создавать её комфортно-суррогатную имитацию, уничтожая настоящую? Мне не хочется сгущать краски, нагнетая ощущение, что всё вокруг плохо. Да и обязательно найдутся неисправимые «оптимисты», которые скажут, что в ис-тории цивилизации так было всегда: всегда были войны, революции, где люди просто истребляли друг друга, и никакого отношения это к образованию в сущно-сти не имеет. Но я не думаю, что это единственный и очень весомый аргумент. В противном случае стоит ли современному образованию кичиться собственной культурой, если она со времён неандертальцев мало в чём изменилась. Культура – это дитя образования. И не надо сильно ломать голову, пытаясь понять, в чем причина современного ее кризиса. Кризиса нет, так как нет сегодня и самой культуры в её изначально высоком понимании. Ей не из чего произра-стать. Волшебной почвой для высокого зарождения являются идеалы, которых сегодня в образовании отсутствуют, так как их и нет и в самом обществе. Их от-сутствие ненадолго заклеивается однодневными суррогатными идеями, многие из которых мы сегодня с большим удовольствием называем инновациями и беско-нечно этому радуемся. Позитивное влияние современного образования на процессы, происходя-щие сегодня в мире, к сожалению, минимальны, если не сказать ничтожны. Школа не формирует новое поколение людей, пришедших в этот светлый из миров, не учит их созидательной жизни, а помогает лишь приспосабливаться к ней, обучая необходимым для этого знаниям и умениям. Казалось бы, все так просто – каждому человеку не так уж и много нужно: важно жить в добром и светлом обществе, где не нужно завоевывать жизненные радости, а можно просто жить и радоваться, не бояться темных улиц и спать спо-койно в своём родном доме, не тревожась за свой завтрашний день. Если кто-то подумал, что у нас плохо учат в школах, то это не так. У нас прекрасные школы, у нас непостижимо преданные своему делу учителя, - просто результаты нашей работы измеряются не по человеческим качествам выпускника, а по качеству его знаний. Это главная ошибка современной школы. В советский период развития общества, когда очень были нужны грамотные специалисты во всех отраслях деятельности народного хозяйства, школа, нахо-дящаяся в крепких руках идеологии, не нуждалась в формировании личности че-ловека. По инерции современное образование в практически неизменённом со-стоянии унаследовала эти задачи с небольшими эффектами рыночно-демократического напыления. Великое же достижение демократии, когда идеоло-гия личности формирует идеологию общества сегодня ещё не понята современ-ной школой. Процессы обучения и воспитания традиционно формально пытаются изо-бражать в учебном процессе. Получается Единая несовместимость. Отлучив от школы творчество в различных его проявлениях , как церковь от государства, и назвав высшее творческое проявление способностей учащегося дополнительным образованием нанесен огромный урон детям. Ведь часть естественного образова-тельного процесса стала искусственно элитарной и недоступной для многих. Нельзя назвать реформы в российском образовании неудачными, они сильно изменили современную школу в лучшую сторону, но не всё подвластно даже самым удачным и смелым решениям. Нужен естественный процесс разви-тия самой школы. Школы как явления культуры. И здесь очень важно не ограничи-ваться той Волей которую дали школе, этого недостаточно, - школе важно дать Свободу. Только обретя самостоятельность существования, школа выработает самостоятельность качественного мышления, и тогда не потребуется в неё пе-риодически что-то внедрять, она сама будет искать новое и полезное и проециро-вать свой опыт. Именно тогда, без нажима со стороны педагогического сообщест-ва, общество поймёт, что самое главное начинается за школьной партой, самое важное говорится у школьной доски, и именно тогда появятся Нетакие учителя и Нетакие ученики, и жить мы будем благодаря Нетаким школам Не так,– а лучше!
Я, собственно, так и не понял, в чем проблема, в чем ошибка нашей современной школы? Кто ошибся, школа или руководство страны? Обидно, что сельскую школу отодвинули на второй план? Ну, во-первых не все школы отодвинули, есть спецшколы, есть закрытые школы, много кадетских корпусов, есть даже институты благородных девиц, в т.ч. и военные. Там, полагаю, этих проблем нет, там совмещают обучение и воспитание.
1. Ошибочный, типично узковедомственный подход шкраба. Ведь именно так раньше называли учителя. Не нравится шкраб - пожалуйста, преподаватель. Но не учитель. Нельзя в одном человеке, в одном учреждении (школа) совмещать и преподавателя, и воспитателя. Нельзя школе монополизировать всё то, чем занимаются все учреждения государства, общества, формирующие личность, человека. Ей это не под силу. Её функция - давать знания, преподавать, а не учить.
2. "Культура – это дитя образования." - это категорически не так.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]