На вопросы спассчанина поколения, родившегося перед распадом Советского Союза,
А.С. Соловьева (А.С.) отвечает спассчанин поколения,
родившегося перед Великой Отечественной Войной, В.Д. Бирюков (В.Д.).
А.С. Владимир Дмитриевич, напишите в своём блоге что нибудь про времена своего детства про расказы своих родителей про времена их детства и жизни.
В.Д. Многое уже написано в моём блоге. Но я впервые встречаю молодого человека, который стремится узнать, а что было до него в месте обитания своих предков. До сих пор я знал молодёжь, которая стремится к совсем другим знаниям. Многие сейчас не знают, когда была Великая Отечественная, даже не знают, когда родились их родители. К сожалению, люди ушедших поколений почему-то не стремились передать потомкам свою историю. Я вырос в семье учителей, и, тем не менее, родители не просвещали меня на этот счёт. Думаю, тяжелая им досталась эпоха, такая, что и вспоминать не хочется. Отец, участник двух войн, о них ничего не рассказывал. Сейчас картина та же, но причины другие. Моим детям и внукам, например, всё это просто неинтересно, а это меня просто оскорбляет. Ну и пусть живут, как умеют. Кстати, число просмотров заметок в моём блоге ничтожно мало. Значит, не интересно читать про гужи и тяжи. Кстати, и сам Соловьев тоже молчит. Уже потерял интерес?
А.С. Какая была тогда жизнь?
В.Д. Другая была жизнь. Если сравнивать её с нынешней, то в основном она мне представляется лучшей. Ценности нынешней жизни для меня просто неприемлемы. Качество участников нынешней жизни, и физическое, и моральное, крайне низкое, требуется мощная социальная защита нынешних слабаков, хроников и недоносков. Всё на таблетках, всё в инкубаторах. Кого выпускают в жизнь перинатальные центры? Будут эти люди работать, воевать, творить? А центры реабилитации наркоманов? Да пусть они идут выбранным путём, такие солдаты в моей батарее не нужны. Спартанцы правильно делали.
Да, при мне воевали, да, гибли в сталинских лагеря, от эпизодических голодоморов. А сколько сейчас народу гибнет в утробах матерей, от наркотиков, бандитизма, в авиа и автокатастрофах, пожарах, взрывах обрушениях зданий? Автотранспорт превратился в убийцу. А Москва всё строит очередные ловушки в виде транспортных колец, многоярусных развязок и прочего подобного. Кто стоит в пробках, кто эти люди по социальному положению, почему они днём не на работе, откуда у них деньги палить в пробках дорогой бензин и летать в Шарм-аш-Шейх? Что они ещё умеют делать?
Да, еды было меньше (по ассортименту), щи да каша – пища наша, но она была качественная. Да, жилища были грязноватыми и тесноватыми (далеко не у всех), но они были у всех, они были крепкими, тёплыми, они не обваливались, не взрывались, не горели и не были окружены гигантскими свалками и “лужайками”, сплошь забитыми собачим дерьмом. Кстати, в Спасске собаки были, но они на людей не нападали и лужайки не загаживали. Лужаек было много. В марте на проталинах мы уже играли босиком, хотя снег ещё почти весь лежал. Лужайки на солнце дымились.
А.С. Какими были мелочи той жизни?
В.Д. Экзотических мелочей хоть отбавляй. Вот некоторые.
Я два года ходил в лаптях, весной к ним подвязывались колодки. Лето всё – босиком. В дальних походах (в другую деревню, к примеру) башмаки нёс на плече на палочке, а сам босиком, с целью экономии ресурса обуви.
Спали на печи и на полатях, единственная в избе кровать – хозяйская, в моей семье всё именно так и было.
Освещались лучинами, хотя дед был бригадир тракторной бригады, но керосин (лигроин) не воровал. Такие вот моральные принципы были у людей. Потом в “сельпе” стали продавать керосин, закупали его 20-ти литровыми бутылями. Довезти её до дома в целости – подвиг.
До колхозов были очень развиты отхожие промыслы. Уходили на юг, в казачьи станицы, там строили, гнули дуги и полозья, делали деревянную посуду и прочее подобное. У нас гостя с подарками звали “хопряня”, т.е. человек был на р. Хопре у казаков на заработках.
Да, ещё мелочь: у женщин была распространена процедура, называемая “чесаться”. Приходит одна баба к другой, ложится на лавку, распускает косу, кладёт голову на бедра подруги и начинается поиск насекомых, если они есть, или имитация этого процесса, если их нет. Они, конечно, есть, ведь единственным моющим средством был “щелок” – раствор золы в воде, им же и стирали. Процедура снимает стресс, заодно идет обсуждение сплетен и новостей. Темы очень интересные, я любил слушать.
А.С. Какие были моральные принципы у людей?
В.Д. Тут действовал принцип: живи, а другим не мешай. Хотя между соседями были постоянные трения, в основном, из-за скотинки; куры, овцы, телята не признавали принципа экстерриториальности, бродили где хотели, ели и своё, и чужое. Из-за этого скандалы, загоны и прочее. Бабы любили подглядывать в замочные скважины. Что поделаешь, дамы.
А.С. Какой был ДУХ и сила воли у мужиков села?
В.Д. Дух бып и ещё какой, от портянок, самосада и самогона. Воля тоже была, иначе бы не выжили.
А.С. Какие были трудности ?
В.Д. Все, какие можно представить в деревенской жизни и в натуральном хозяйстве.
А.С. Кто что украл или преступил закон и как он за это был наказан?
В.Д. Наказания воров или нарушителей местных, неписанных, естественно, обычаев и правил деревни были весьма и весьма жестокими. Приведу некоторые. Все термины спасские.
- скотину, которая зашла и “потравила” чужой огород или “покос”, или загоняли к себе во двор без гарантий возврата, или подрезали ей косой сухожилия, или втыкали вилы в бок (отсюда у русских такая поговорка);
- колхозную или общественную собственность охранял т.н. “объезчик”; это всадник с длинным ременным кнутом; при поимке вора он правил и суд, и исполнял наказания; убегать от него бесполезно, догонит – забьет до полусмерти. Обычно это были инвалиды войны.
- среди подростков нарушителей наказывали процедурой под названием “откатать”; она такая: двое берут провинившегося за руки и растягивают, двое других вставляют между ног палку, поднимают её до упора и начинают её энергично вращать. Ощущения истязуемого, полагаю, понятны. С процедуры он уходил враскоряку.
- однажды в лесу поймали дезертира, наш безрукий фронтовик - председатель привязал его длинной верёвкой за связанные руки к седлу своего огромного вороного и повел в Шацк (расстояние вы знаете); периодически жеребца огревал плетью, тот на дыбы, дезертир в пыль и какое-то время волочился по грешной земле. Перед этим дезертира всю ночь “допрашивали” в правлении. Плохо в Спасске быть дезертиром. И вообще, дикие нравы были, но строгие и справедливые. Поражает и другое. Когда с 43-го года по деревне начали просить подаяние пленные немцы, их лагерь был недалеко, то им не отказывали. Правда, они у нас и работали.
А.С. Сколько было детей в деревенских семьях и почему столько (если сравнивать с 2008 годом например)?
В.Д. В моё время детей в семьях было не много, два, максимум три ребёнка и вот почему. Их родители – это в основном солдаты Первой мировой Гражданской войн. Пока они пришли, пока определились, пока построились, обзавелись хозяйством, нашли невест, прошло время и их репродуктивный возраст, естественно, сократился, их хватило на 2-х, 3-х детей. Конечно, невесты этих солдат ждали, но и они ведь тоже старели. А молодайки кто куда: кто замуж, если повезло, кто в город в прислуги, кто завербовались на стройки (спасские – на торфоразработки, благо близко от дома). Раньше мужик должен привести невесту в свой дом, а не в 2-х комнатную родителей, как сейчас.
Кстати, если не секрет, как Вы, А.С., решили этот вопрос? Или ещё не решили, как мой внук, Ваш ровесник? Я, например, не стал строиться в Спасске, а получил образование и повёз невесту заграницу, в двухкомнатную немецкую квартиру. А когда моя дочь привела жениха в мою 3-х комнатную рижскую, я немедля сбежал в Новоржев, в собственный дом и проблема для всех была решена. Сейчас дочь тоже построила собственный дом, но в Риге. Другая дочь вообще решила проблему радикально: нашла жениха с квартирой в Москве.
А.С. Какой был режим(про власть)?
В.Д. Всю власть в Спасске олицетворял в одном лице председатель колхоза, председатель сельсовета только печати ставил. Большое влияние и авторитет имел тогда в деревне директор (директриса) школы. Он не зависел от местной власти, был как бы от федерального центра.
А.С. Что ели с голодухи?
В.Д. Спасск никогда не голодал, ни в войну, ни после неё. Даже вдовы. Это могут подтвердить и Пресновы, и Краснощековы, и Епифановы, и Колесовы. Плохо ели только ленивые, но таких было мало.
А.С. Кто куда ходил за сколько километров в снежную метель или мороз?
В.Д. Моя мать работала в Кермисинской школе, за 7 лет натопалась к и от троих детей. Досталось. Мой брат и сестра учились три года в Каверинской 10-летке (в Ст. Берёзове 7-летка), жили на частной квартире и каждую субботу ходили домой за 16 км домой за продуктами. Сестра, как получила паспорт, сбежала оттуда и завербовалась в ткачихи в Ивановскую область. Погода на маршрутах этих бедолаг, понятное дело, была не заказная, какая есть во весь учебный год.
А.С. Кто и как прошёл 1 и 2 мировую войну?
В.Д. Прадед Дмитрий Иванович Махонин воевал под знаменами Скобелева в русско – турецкую, привёз оттуда турецкие кинжалы и турецкие трубки; дед Бирюков Василий Григорьевич прошел 1-ю Мировую комендором на броненосце “Св. Пантелеймон” (бывш. броненосец “Потёмкин”), кавалер ордена Св. Георгия IV степени (крест сейчас у моей дочери), в Гражданскую воевал с Колчаком; отец прошел финскую и Великую Отечественную от звонка до звонка, демобилизовался командиром артдивизиона.
А.С. Что пили из алкоголя?
В.Д. Свекольный самогон.
А.С. К чему стремился в жизни человек того времени?
В.Д. В Спасске? Стремился жить, растить детей и работать от зари до зари. И никакой политики. Исключение составлял мой дед Василий Григорьевич. За его подвиги в Гражданскую наша уличная фамилия в Спасске была Комисаровы. Даже моя первая учительница Мария Матвеевна иногда величала меня Володя Комиссаров.
А.С. Про личные отношения селян друг к другу.
В.Д. Уже писал.
А.С. Про подлость и предательство тех времён.
В.Д. Поскольку политикой не занимались, то всей этой гадости не было. Так, бытовые и производственные отношения. Богатых и бедных в деревне не было, эксплуататоров и эксплуатируемых тоже, были работящие и ленивые. О комбедах взрослые тоже не говорили, наверное, его не было. Дед, между прочим, так каменного амбара себе и не построил, всё комиссарил. Но глинобитный смастерил, в нём было всегда полно зерна, механизаторы были тогда в почете. Мололи на ручных жерновах. Дома у него тоже были из жердочек и тесные.
А.С. Героические события и т.д.
В.Д. Не было их. Была трудная и интересная жизнь.
А.С. Только напишите про людей имеющих отношение к деревне Спасск и к Шацкому району. Будет очень интересно почитать! Чем больше будет мелочей и деталей тем это будет ещё интересней. Спасибо!
В.Д. Вроде, всё так и сделал, во всяком случае, старался. Спасибо за внимание.